
Сопроводительное письмо — это ваш шанс представить себя потенциальному работодателю и вызвать у него интерес к чтению вашего резюме. В нем вы объясняете, почему вы являетесь подходящим кандидатом на эту роль, исходя из вашего опыта и навыков. Проще говоря, это как вступление к вашему резюме; оно дает вам возможность проявить индивидуальность и продемонстрировать работодателю, что вы изучили его компанию и понимаете, что именно они ищут.
Если вы думаете, что оно уже не актуально на современном рынке труда в 2023 году, подумайте еще раз. Согласно недавнему исследованию, 83% менеджеров по подбору персонала на сайте hh утверждают, что сопроводительные письма играют важную роль в процессе принятия решений.
Более того, 83% участников опроса заявили, что отличное сопроводительное письмо может обеспечить вам собеседование, даже если ваше резюме недостаточно хорошо.
Удивительно, но только 38% кандидатов отправляют его, даже если оно не является обязательным.
Это означает, что сильное письмо даст вам значительное преимущество перед другими соискателями. Поэтому если вы еще не прикладываете его к своим заявлениям о приеме на работу, самое время начать это делать.
В этом руководстве мы дадим несколько советов по написанию эффективного сопроводительного письма, а также приведем несколько хороших примеров сопроводительных писем, которые помогут вам начать работу.
- Когда нужно сопроводительное письмо?
- Чем сопроводительное письмо отличается от вашего резюме?
- Составляем идеальное сопроводительное письмо
- Примеры, образцы и шаблоны сопроводительного письма
- Заключение
Когда нужно сопроводительное письмо?
В заявлении о приеме на работу будет указано, нужно ли вам прилагать сопроводительное письмо или нет. В большинстве заявлений вас попросят об этом, а в некоторых вместо этого вам предложат заполнить несколько вопросов в режиме онлайн. Например, для работы на неполный рабочий день в качестве студента оно, скорее всего, не понадобится.
Если в описании вакансии ничего не сказано о сопроводительном письме, перестрахуйтесь и на всякий случай напишите его. Это отличная возможность продемонстрировать свои навыки и показать, что вы приложили максимум усилий и готовы к должности.
Чем сопроводительное письмо отличается от вашего резюме?
Ваше резюме и сопроводительное письмо дополняют друг друга, но делают несколько разные вещи. В резюме кратко излагаются основные сведения о ваших навыках, опыте работы и образовании. Резюме лучше всего оформлять с помощью маркеров и разбивать на разделы с подзаголовками, занимающие около двух страниц.
Сопроводительное письмо короче и четче: лучше всего на одной странице. Кроме того, оно больше похоже на начало разговора — вы обращаетесь к человеку, ответственному за должность, на которую претендуете, выражая свой интерес к этой работе и показывая, почему вы подходите для нее.
Язык сопроводительного письма более личный. Например, в резюме социального работника может быть указано: «Переработал молодежную программу сообщества, увеличив количество участников на 20 процентов и повысил продажи на 10%». Но в сопроводительном письме вы можете писать от первого лица, что может выглядеть так: «Я преданный своему делу и целеустремленный социальный работник, твердо приверженный делу поддержки неблагополучной молодежи». Это шанс описать свои навыки и опыт таким образом, чтобы получить некоторое представление о вас и вашей карьере.
Составляем идеальное сопроводительное письмо

Рекрутеры и менеджеры по найму часто получают сотни заявок на каждую вакансию. Вам нужно начать с большого лаконичного письма, чтобы привлечь внимание. Расскажем, как его правильно составить.
С чего стоит начать?
Прежде всего, вам нужно провести исследование.
Потратьте некоторое время, чтобы изучить должность, на которую вы претендуете, и компанию — и используйте эту информацию, чтобы соответствующим образом адаптировать сопроводительное письмо.
При написании сопроводительного письма следует выяснить:
- Чем занимается компания?
- Кто его конкуренты?
- Кто является его целевой аудиторией?
- Что включает в себя роль?
- Каковы основные навыки и требования?
Как только вы найдете ответы на эти вопросы, вы сможете указать в сопроводительном письме, насколько ваши навыки и способности совпадают с тем, что ищет работодатель.
Проведение исследований не только даст вам знания, необходимые для адаптации сопроводительного письма и резюме к стилю компании, но и продемонстрирует ваш реальный интерес к конкретной должности и компании
Структура правильного письма

Хотя не существует установленных правил и требований относительно того, как должно быть построено ваше сопроводительное письмо, убедиться в том, что оно составлено правильно, жизненно важно, если вы хотите произвести впечатление на эйчаров.
Вот примерные рекомендации о том, что нужно включить в деловое письмо:
Вступительный абзац – Почему вы выходите на связь?
Вступительный абзац должен быть кратким и содержательным, объясняя, почему вы связываетесь с работодателем. Начните с указания должности, на которую вы претендуете. Также полезно указать, где вы нашли объявление. Если кто-то порекомендовал вас, укажите его имя в этом разделе.
Пример: «Я хочу подать заявление на должность сотрудника IT-менеджера, объявление о которой в настоящее время размещено на сайте site.com. Прилагаю мое резюме для рассмотрения.» или «Я пишу, чтобы подать заявление на должность аналитика данных в вашей организации в соответствии с объявлением на вашем сайте».
Почему вы подходите для этой работы?
Далее, скажите, кто вы — легко, правда? Вам не нужно придумывать ничего особенного.
Если вы школьник или студент, претендующий на подработку, укажите, где вы учитесь, на каком курсе и что изучаете. Возможно, вы захотите рассказать о своих планах на будущее (если они у вас есть).
Например: «Я учусь на втором курсе колледжа Технологии Машиностроения, изучаю английский язык, математику и физику. В дальнейшем, планирую поступить в Московский университет, так как хочу получить дополнительно образование».
Если вы выпускник, претендующий на первую работу после университета — укажите, где вы закончили его, вашу квалификацию и образование (высшее, среднее и др.).
Например: «Я выпускник Политехнического Университета с дипломом бакалавра по направлению приборостроения».
Если вы в настоящее время работаете и подаете заявление на другую работу, опишите сферу, позицию, на которой вы работаете, включая некоторые из ваших основных обязанностей.
Например: «Последние три года я работаю специалистом в сфере цифрового маркетинга в благотворительной организации. Моими основными обязанностями являются маркетинг электронной почты, управление социальными сетями и создание контента».
Выделив несколько областей, в которых вы работали, вы, возможно, будете иметь в виду другую должность и сможете рассмотреть её, если вы не справитесь с этой.
Продемонстрируйте свои ключевые достижения
Теперь пришло время показать, что вы сделали или достигли до настоящего времени, и как это делает вас идеальным кандидатом на данную должность (включая любые выдающиеся достижения или статистические данные, подтверждающие это).
Не забудьте соотнести их с ключевыми навыками или знаниями, указанными в описании вакансии, и используйте дополнительное пространство, чтобы рассказать о них подробнее. Не повторяйте свое резюме слово в слово.
В целом, в этом абзаце главное выделить свою профессиональную квалификацию, которая имеет отношение к должности, и убедитесь, что вы ссылаетесь на каждый из навыков, перечисленных в описании работы.
Пример: «Как вы можете видеть из моего резюме, у меня более трех лет опыта работы в ИТ-индустрии, и я считаю, что знания и навыки, полученные за это время, делают меня идеальным кандидатом на эту роль».
Если вы студент школы/колледжа, претендующий на подработку или стажировку, чего вы достигли в учебе, что демонстрирует эти ключевые навыки?
Получали ли вы какие-либо награды или занимали ли первое место в своем году на экзаменах — это покажет вашу трудовую этику. Возглавляли ли вы какие-либо клубы или общества, где вам приходилось быть организатором? Участвовали ли вы в каких-либо обществах или спортивных командах, где вы тесно сотрудничали с другими и мотивировали их? Проходили ли вы волонтерскую работу или стажировку?
Например: «Будучи редактором университетской газеты, я отвечал за выпуск более 40 номеров, включая поиск новых интересных авторов и управление строгим бюджетом. За это время газета получила несколько наград».
Если вы сейчас работаете и подаете заявление на другую работу, вы уже упомянули общие области, в которых у вас есть опыт, но теперь пришло время подчеркнуть, какое влияние вы оказали.
Например: «Спустя всего несколько месяцев после окончания программы для выпускников компании меня повысили до должности менеджера по работе с клиентами в нескольких отраслях, что включало в себя планирование, реализацию и отчетность по всем видам платной рекламы. Хотя это было непросто, я продолжала выполнять ключевые задачи. Моя способность удовлетворительно управлять ожиданиями клиентов была отмечена в качестве ключевого преимущества в недавнем опросе клиентов».
Возможно, вы захотите подкрепить это ключевыми статистическими данными:
Например: «У одного из клиентов за год, прошедший с тех пор, как я управлял его аккаунтом, число подписчиков выросло на 31%, что привело к росту годового дохода на 5%».
Или участие в проекте, который стал большой новостью в вашей области.
Например: «Я был частью команды, работавшей над проектом X, который получил критическое признание в отрасли X. Конкретно я отвечал за надзор за X, Y и Z в этом проекте. Этот замечательный опыт в начале моей карьеры завершился получением награды X за проект Y».
Читайте нашу статью: как описать свои качества тремя словами.
Что вы можете сделать для компании?
Теперь у вас есть возможность подчеркнуть, что вы можете сделать для компании. Обрисуйте свои карьерные цели (чтобы они соответствовали должности, на которую вы претендуете) и уточните соответствующие пункты в своем резюме, включая примеры, подтверждающие ваши навыки.
Пример: «В моей нынешней должности старшего менеджера по маркетингу в ООО «Джигурда», я отвечал за увеличение входящих запросов клиентов по нашим продуктовым линейкам B2B на 156% менее чем за 12 месяцев, что помогло бизнесу увеличить свой доход на 55% в год».
Пример: «Я не мог упустить возможность применить свои навыки и сотрудничать с доктором Василием Лапшиным и его командой. Кроме того, возможности роста в этой организации через X, Y и Z наполняют меня уверенностью».
Заключение
Здесь вы подтверждаете свой интерес к этой роли и почему вы идеально подходите для этой роли. Завершите кратким, емким заключением, в котором повторите некоторые из ключевых аспектов, которые вы изложили выше. Сделайте это таким образом, чтобы работодатель был рад ответить и встретиться с вами для собеседования (или, по крайней мере, передать ваше желание встретиться с ним и узнать больше о роли).
Если вы адресовали свое сопроводительное письмо конкретному лицу, подпишитесь словами «Искренне ваш». Если вы не знаете имени получателя, придерживайтесь «С уважением».
Пример: «Я уверен, что смогу принести такой же успех вашей компании и помочь ООО «Хакер» укрепить свою репутацию одной из самых быстрорастущих компаний по разработке программного обеспечения в Воркуте. С моим предыдущим опытом и знаниями я считаю, что смогу начать активно участвовать в бизнесе как можно скорее.
Спасибо за ваше время и внимание. Я с нетерпением жду встречи с вами для дальнейшего обсуждения моего отклика.»
Советы для правильно сопроводительного письма
- Держите его кратким и относящимся к работе, на которую вы претендуете. Текст не должен превышать 5-6 абзацев.
- Укажите, какая мотивация стоит за вашим заявлением.
- Как и в резюме, используйте сильные глаголы для демонстрации действий и достижений, например, «организовать» или «контролировать».
- Используйте четкий, лаконичный язык. Лучше избегать сложных или цветистых формулировок.
- Избегайте слишком длинных предложений. Попробуйте прочитать его вслух, чтобы увидеть, есть ли какие-то проблемы, с которыми вы боретесь.
- Тройная проверка орфографии и грамматики. Вчитайтесь снова, возможно вы увидите какие-то ошибки. Попробуйте распечатать свое письмо, а затем вернуться к нему свежим, или попросите кого-нибудь с острым глазом просмотреть его для вас.
Как сделать сопроводительное письмо заметным

Прежде всего, оно должно быть увлекательным — вы хотите заинтересовать человека, читающего его, чтобы он обратился к вашему резюме, чтобы узнать больше.
Также необходимо показать работодателю, как ваши навыки и опыт подходят для данной должности. Вот почему вы всегда должны составлять сопроводительное письмо специально для той роли, на которую претендуете, — оно не должно быть типовым.
Хорошее сопроводительное письмо также может продемонстрировать ваши навыки письменного общения. Пишите для той среды, в которую вы претендуете: если это более неформальное рабочее место или творческий тип работы, не бойтесь привнести в свое письмо немного индивидуального стиля, чтобы выделиться.
Что НЕ стоит включать в сопроводительное письмо
- Излишние подробности
При написании сопроводительного письма не нужно перебарщивать с деталями — будьте лаконичны. Помните, что менеджер по подбору персонала может прочитать ваше резюме для получения более подробной информации.
- Повторять ваше резюме
Ваше сопроводительное письмо должно дополнять, а не повторять ваше резюме. Вместо того чтобы повторять детали из резюме, опишите, что именно в вашем опыте и навыках соответствует данной должности.
Не забудьте указать все ключевые детали резюме, на случай, если менеджер по подбору персонала пропустит ваше сопроводительное письмо. Не забывайте, что это не замена резюме.
- Не пишите в третьем лице
Сопроводительное письмо — это письмо, написанное вами и адресованное непосредственно работодателю, поэтому пишите от первого лица, а не от третьего, используйте местоимения, например, «я», а не свое имя. Вы используете этот документ, чтобы продать себя, поэтому, хотя тон сопроводительного письма должен быть профессиональным, он также должен быть достаточно разговорным, чтобы заинтересовать читателя и передать вашу заинтересованность в этой роли.
Примеры, образцы и шаблоны сопроводительного письма
Краткие шаблоны и примеры письма:




Большие и развернутые образцы письма:




Заключение
Поначалу написание сопроводительного письма может показаться пугающим, когда вы сталкиваетесь с пустой страницей. Но, следуя этим шагам и советам, вы можете сосредоточиться на составлении такого, в котором будет отражено то, что вы можете привнести в эту должность, и которое произведет благоприятное впечатление на работодателя.
Делитесь в комментариях примерами своих сообщений, дадим вам советы по улучшению. А также получилось ли у вас найти и устроится на вакансию своей мечты?