
Самые любимые бренды в мире добились успеха не благодаря удаче. Все они имеют солидную клиентскую базу, которая лояльно относится к бренду и возвращается к нему снова и снова.
Но как они добились успеха?
На самом деле, успешный бренд состоит из множества движущихся частей, которые нуждаются в координации и управлении. Другими словами, за каждым успешным брендом стоит бренд-менеджер, который дергает за ниточки и ведет его к успеху.
В этой статье вы узнаете, что делают бренд-менеджеры, что необходимо знать, уметь, какая у них зарплата и как вы можете стать одним из них, чтобы управлять брендами для достижения успеха.
Кто такой бренд-менеджер
Что общего между Nike, Apple и Кардашьянами? Это огромные бренды, которые вызывают у потребителей жажду получить еще больше того, что они продают. Бренд-менеджер имеет к этому самое непосредственное отношение.
Поскольку его роль настолько широка и разнообразна, её можно определить по-разному. Но поскольку брендинг — это упрощение, давайте склонимся в эту сторону.
Бренд-менеджер (от английского brand manager) — это человек, который разрабатывает стратегию и управляет брендом с целью его роста, роста репутации и ценности среди других активов бренда. Они работают над тем, чтобы он оставался узнаваемым, современным и привлекательным для клиентов.
Чем занимается бренд-менеджер

Бренд-менеджер отвечает за общий имидж компании, продукта или человека (т.е. бренда).
Их цель — обеспечить, чтобы каждая точка соприкосновения компании передавала правильное послание клиентам, чтобы они захотели вернуться снова и снова, чтобы бренд в конечном итоге развивался за счет увеличения доходов и доли рынка.
Важной частью этой роли является руководство маркетинговыми усилиями путем управления всеми коммуникациями, каналами, активами и продуктами.
Бренд-менеджер также отвечает за управление брендом и клиентским опытом, что включает в себя анализ отзывов клиентов о продуктах и услугах, выявление возможностей, когда ожидания клиентов не были удовлетворены, чтобы улучшить взаимодействие с клиентами в будущем.
Они также вовлечены в понимание рыночных тенденций, чтобы принимать решения о стратегии брендинга на основе того, что потребители хотят сейчас или захотят завтра.
В целом, можно разделить задачи этой должности на три категории:
Стратегия: Бренд-менеджер — это стратег. Вы составляете план для маркетинговых каналов, включая обслуживание клиентов, связи с общественностью и внутренние коммуникации. Цель плана — развитие бренда, а затем вы ищете пути реализации проекта с помощью других команд.
Управление: Вы обеспечиваете плавное межведомственное сотрудничество в рамках всей компании, чтобы воплотить в жизнь более широкое видение. Это может включать встречи с командой по созданию контента, встречу с менеджером социальных сетей для обсуждения последних аналитических данных или обсуждение брендинга продукта с менеджером по продукту, а затем доведение любой информации до тех, кому это необходимо.
Развитие бренда: Сюда входит определение бизнес-целей путем анализа потребностей рынка; разработка стратегий для каждого направления, необходимых для достижения этих целей, и совершенствование брендинговых активов для обеспечения соответствия общей стратегии.
Так же стоит упомянуть, чем НЕ занимается бренд-менеджер: не задействован в продажах напрямую, в закупке и логистике, в технической разработке нового проекта.
Типы бренд-менеджеров
Они могут использовать различные подходы в зависимости от типа брендов, которые они продвигают и поддерживают.
Корпоративный брендинг имеет дело с компанией в целом. Чтобы создать имидж организации, бренд-менеджер может сосредоточиться на доработке содержания ценностей компании, формулировки миссии, дизайна веб-сайта и соцсетей.
Персональный или личный бренд-менеджер. Он взаимодействует с личным брендом эксперта, известной личности или блогера. Необходим тем, кто нуждается в повышении популярности и узнаваемости.
Товарный фокусируется на маркетинге конкретного продукта. Бренд-менеджеры должны провести исследование рынка, чтобы определить, какое место занимает их продукт в желаемой отрасли и как привлечь аудиторию с помощью уникальных характеристик продукта.
Брендинг услуг немного более неопределенный, поскольку он включает в себя рекламу услуг компании. Специалисты, возможно, захотят разработать рекламные кампании, которые будут освещать истории успеха клиентов и то, как конкретная услуга устраняет основные болевые точки.
Функциональные и должностные обязанности

Типичные обязанности бренд-менеджера включают:
- Проведение маркетинговых исследований для того, чтобы быть в курсе тенденций потребителей, а также пытаться предсказать будущие тенденции.
- Разработка стратегий и управление маркетинговыми кампаниями на печатных, вещательных и онлайн-платформах (соцсети, порталы, приложения) для обеспечения соответствия продуктов и услуг ожиданиям клиентов и укрепления доверия к брендам.
- Анализ успешности рекламных кампаний, их качества, а также конкурентов и создание отчетов.
- Надзор за рекламой, дизайном продукции (логотипы, упаковка, сайт, контент и др.) и различными формами маркетинга для поддержания последовательности в брендинге.
- Помощь с дизайном, версткой и другими задачами по созданию маркетинговых материалов.
- Проведение встреч с клиентами и работа с коллегами из различных отделов (например, с помощниками по маркетингу, менеджментом и директорами по маркетингу).
- Управление бюджетом и командой младших помощников.
- Организация таких мероприятий, как презентации продукции, выставки и фотосессии.
Ключевые навыки и требования к специалисту
- Аналитические навыки и внимание к деталям.
- Глубокое понимание маркетинговых стратегий и принципов брендинга.
- Понимание тенденций и способность реагировать на пожелания клиентов.
- Креативность и способность вырабатывать инновационные и оригинальные идеи.
- Навыки работы в команде.
- Сильные письменные, коммуникативные и межличностные навыки. Особенно способность работать между отделами для достижения результатов.
- Способность управлять и распределять бюджеты.
- Опыт проведения и понимание маркетинговых исследований и анализа.
- Навыки управления временем и проектами, включая способность работать над несколькими проектами одновременно.
- Способность мыслить стратегически и придумывать кампании.
- Иметь хорошие навыки презентации.
- Навыки управления бюджетом.
- Знание верстки, цветов и других элементов дизайна.
- Взаимодействие с современными маркетинговыми технологиями, профессиональными инструментами и сервисами.
- Поисковая оптимизация (SEO), СММ (SMM) и определение целевой аудитории, на которой следует сосредоточиться, — требование не обязательно, но очень приветствуется.
- Владение компьютером на высоком уровне, а также офисными программами по типу Microsoft Office.
Отличия от менеджера по маркетингу

Что ж, реальность такова, что бренд-менеджер занимает более высокое положение, чем менеджер по маркетингу.
Важно понимать, что он обычно является специалистом среднего или высшего звена, поскольку для занятия на этой должности требуется как минимум несколько лет опыта работы в маркетинге. Эти руководители контролируют младших маркетологов, следят за тем, чтобы маркетинговые команды следовали рекомендациям по брендингу, и при необходимости помогают в проведении рекламных кампаний. Они также сотрудничают с отделами продаж, продукции и другими отделами, чтобы обеспечить единообразие брендинга во всей компании. В результате они выступают в роли лидеров и послов компании.
В малом бизнесе бренд-менеджер, скорее всего, возьмет на себя все обязанности менеджера по маркетингу, хотя в более крупной организации эта должность, скорее всего, будет разделена между двумя или более людьми.
Плюсы и минусы профессии бренд-менеджера
Преимущества:
Недостатки:
Карьера и востребованность бренд-менеджера

Типичные работодатели:
- Маркетинговые агентства
- Блогеры
- Компании любой отрасли
- Организации государственного и частного секторов
- Благотворительность
- Розничные продавцы
- Производители
Специалисты могут работать внутри организации или в агентстве. Агентствам, как правило, необходимо предлагать клиентам работу, и, вероятно, они будут работать над несколькими разными проектами или разными брендами одновременно. Также многие работают на удаленной основе, либо же во фрилансе.
За последние пять лет в этой области наблюдался сильный рост, и ожидается, что этот рост продолжится в течение следующих пяти лет. В период с 2023 года по 2028 год планируется увеличение на 15% рабочих мест, в сравнении с другими профессиями в маркетинге, это очень сильный рост.
Из-за ухода многих международных компаний из России в 2022 году количество рабочих мест сократилось, но, как утверждают многие эксперты, это явление временное. Так как эта профессия востребована в любой компании, в которой необходимо продвигать бренд, а это почти все.
Карьерная лестница выглядит следующим образом:
Уровень | Задачи |
Джуниор (Junior) – новичок | Работает с малым бизнесом |
Мидл (Middle) – средний опыт 1-3 года | Работает со средним бизнесом на региональном рынке |
Сеньор (Senior) – профессионал с опытом более 3 лет | Работает с федеральными и международными компаниями |
Сколько зарабатывает бренд-менеджер?
Как и в других сферах деятельности, зарплата специалиста складывается из его опыта, места работы, функций и образования. Проанализировав популярные сайты с вакансиями, можно сделать вывод, что средняя зарплата бренд-менеджера в России в 2023 году составляет около 80-100 тысяч рублей в месяц.

Если разделить специалистов по опыту, то выглядит она так:
Джуниор | Мидл | Сеньор | Фрилансер |
25-70 тыс. руб. | 50-130 тыс. руб. | 80-250 тыс. руб. | От 40 тыс. руб. |
Хочется отметить, что на момент написания статьи, только на популярном агрегаторе вакансий хх.ру, было более 2000 открытых вакансий.

Для сравнения также приведем среднюю оплату труда в США. Проанализировав популярные зарубежные порталы (indeed, trud, glassdoo и др.), можно сказать, что в Америке средний менеджер получает порядка 75 тысяч долларов в год (чуть менее 6 миллионов рублей на апрель 2023 года).

Годовая зарплата в США с разбивкой по опыту:
Junior | Middle | Senior | Фрилансер |
45-75$ тыс. | 60-100$ тыс. | 70-150$ тыс. | От 52$ тыс. |
Как стать бренд-менеджером
Итак, теперь у вас есть все исчерпывающие кусочки этой головоломки. Как же стать бренд-менеджером?
Пути освоения бывают разные, но основные перечислены ниже.
Обучение в вузах
Это самый затратный по времени вариант, придется потратить 4 года и более. Но данное образование даст вам всю базу и необходимые навыки. Но, к сожалению, практики будет мало.
Как таковой, профессию «бренд-менеджер» в России не преподают. Следует воспользоваться базовыми направлениями, например, маркетинг, дизайн или экономические процессы. В российских учебных заведениях есть более 122 программ обучения. Найти и ознакомится с ними можно тут.
Обучение на курсах
Этот вариант изучения будет самым оптимальным. Во-первых, потому что после обучения многие курсы предлагают моментальное трудоустройство. Во-вторых, на них очень много практики, вы наработаете большое портфолио, которое привлечёт многих работодателей. В-третьих, подача информация структурирована, актуальная и с обратной связью. У вас будет опытный наставник, который ответит на любой вопрос. В-четвертых, пройти обучение можно онлайн, а также учиться с удобным для вас графиком. Есть возможность совмещать с работой или любой другой деятельность.
Представляю список онлайн курсов, с лучшими отзывами, как от работодателей, так и от учеников:
1. «Профессия Бренд-менеджер» от SkillBox

Вы научитесь эффективно работать с имиджевыми и бизнес-показателями бренда. Поймёте, как превращать покупателей в амбассадоров продукта, а торговые марки — в узнаваемые бренды. Получите престижную профессию и сможете начать карьеру с нуля.
2. «Бренд-менеджер» от Нетологии

Освоите профессию и сможете претендовать на позицию через 8 месяцев обучения
Выберете свою траекторию развития: перфоманс-маркетолог или продакт-менеджер
Пройдёте онлайн-стажировку у партнёров Нетологии и положите готовый кейс в портфолио
3. «Бренд-менеджер» от GeekBrains

Получите востребованную профессию — специалиста по созданию, продвижению и поддержанию имиджа товаров и компаний, даже если у вас нет опыта. Вы на практике научитесь формировать ценность бренда, создавать позиционирование и выстраивать стратегию развития бренда на рынке. Узнаете, что такое Tone of Voice и Digital PR, изучите каналы продвижения бренда и разберетесь, как управлять PR кампаниями. Длительность: 12 месяцев по 12 часов в неделю. Стоимость можно разбить на ежемесячную оплату.
4. «Бренд-менеджер» от ЯндексПрактикум

Это курс для маркетологов и управленцев, которые хотят научиться самостоятельно запускать бренд с нуля или значимо повысить эффективность уже существующего бренда, чтобы он помогал бизнесу расти. Продолжительность 6 мес.
Самообучение
Преимущество данного способа – его условная бесплатность. Но не стоит забывать, что в случае выбора этого вида, срок обучения будет в разы больше, чем варианта с курсами.
В настоящий момент информации по данному направлению предостаточно, поэтому можно воспользоваться популярными каналами изучения, такими как статьи на профильных порталах, видео-уроки и так далее. Главное стоит правильно отделять плохое от хорошего, устаревшее от актуального. В конце статьи бонус с материалами!
После изучение теоритических азов — практикуйтесь, создавайте и наполняйте свое портфолио, проводите маркетинговые исследования. Дальнейшим шагом будет поиск той самой должности, но перед этим, возможно, придется также поработать на должности помощника.
Подведем итоги

Нельзя недооценивать силу бренд-менеджера.
Часть информации, о которой мы говорили, — это лишь основное представление о том, что подразумевает работа в сфере брендинга. Вы должны выяснить, что именно вы можете предложить компании, сможете ли вы удовлетворить ее потребности? Впишетесь ли вы в их бренд культуру?
Работа в области брендинга должна быть страстью и желанием. Вы должны хотеть сделать свой бренд лучшим в своем классе. Таким, которым восхищаются другие.
Полезные материалы
Книги:
- «Бренд навсегда. Создание, развитие, поддержка ценности бренда», Жан-Ноэль Капферер
- «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем», Фил Барден
- «Волшебство по расчету. Алгебра рекламы», Джим Тейлор, Стив Хэтч
- «Как растут бренды. О чем не знают маркетологи», Байрон Шарп
Ссылки и материалы:
- Бесплатный вводный видео-курс
- Открытая лекция Высшей Школы Брендинга
- Лекция «Брендинг будущего»
- ТГ канал @breakingtrends – Место, где мировые тренды рождаются и умирают.
- Телеграм канал @Godketing – «Боги маркетинга»
Примеры работ и портфолио
Приводим парочку классных кейсов:






